Лонги
April 1, 2023

Гоночный взвод

История о том, как команды Формулы-1 поддерживали родезийских военных в Африке.

Последнее Гран-При в ЮАР

История «Королевских гонок» таит в себе множество темных страниц. Одна из них — поддержка из родезийских военных во время гражданской войны в Южной Родезии.

От Британской колонии, до расового противостояния — история Южной Родезии

В конце 19 века предприниматель и один из основоположников колониализма в Южной Африке британец Сесил Родс договорился с правителем нескольких южноафриканских земель Лобелунгой о вовлечении Великобритания в экономику территории нынешнего Зимбабве. С этого момента началась колониальная экспансия британского королевства в Южную Африку.

После окончания Второй Мировой войны, державы из Европы стали терять свои колонии в Африке. Франция с треском и позором потеряла Алжир, а Португалия влезла в масштабные войны со своими землями.

В то же время, британские колонии не стремились выйти из под патронажа «Туманного Альбиона», так как власть принадлежала белому меньшинству. В Родезии и ЮАР проводилась политика сегрегации, последняя дошла до апартеида по отношению к чернокожему населению. В отличие от своего соседа, в Южной Родезии в парламенте сохранялось присутствие чернокожих депутатов, в армии существовали смешанные по расовому признаку части, в Родезии не проводилось территориальной сегрегации по южноафриканскому типу.

Родезийские военные во время гражданской войны

На деле, вся власть принадлежала белому меньшинству, в стране действовал режим расовой дискриминации. Во многих общественных заведениях обслуживали только белых, большая часть плодородных земель находилась в руках белых фермеров. Чтобы ситуация, которая накалялась прогрессивно успехам северных соседних колоний по борьбе с захватчиками, не вышла из под контроля, Великобритания создает федерацию Родезии и Ньясаленда, однако уже в 1963 она разваливается, а пришедший к власти премьер-министр Южной Родезии Ян Смит требует от Королевства независимости.

Ян Смит - последний премьер-министр Родезии

Так и не получив согласия от британской короны, Смит объявляет независимость, которую никто не признает. Параллельно активизируется повстанческая группировка ЗАНЛА, возглавляемая будущим президентом Зимбабве Робертом Мугабе, которая объявляет вооруженную борьбу с белым меньшинством, устраивая теракты в правительственных зданиях и сбивая пассажирские самолеты.

Формула-1 и "Пуки"

В соседней Южно-Африканской Республике проходило Гран-При Формулы-1. Но и в самой Родезии был популярен автоспорт. Там проходили этапы локальной Южноафриканской Формулы-1, которая состояла из списанных машин F1, F3000. F5000 и Formula Atlantic. Несколько гонщиков родом из Родезии участвовали в международной Формуле-1. Один из пилотов, Джо Лав, на Гран При ЮАР 1967-го года, лидировал в гонке переиграв Стюарта, Хилла, Кларка, Сертиза и других звезд мировой величины. Только необходимость провести пит-стоп отбросила Джо на итоговое второе место.

Постер родезийского гран-при

Во время войны, повстанцы минировали дороги, по которым передвигалась родезийская армия. У правительства не было достаточно людских ресурсов и сил, чтобы выполнить задачу по разминированию. Местный фермер и самоучка-изобретатель Эрнест Коншель предложил использовать недорогую машину простой конструкции, которая бы облегчила процесс разминирования. Ее прозвали «Пуки» в честь небольшого глазастого зверька из местной саванны, одного из видов лемуров.

"Пуки"

Была создана странная машина, состоящая из сваренной рамы из труб, мотора и других деталей от Volkswagen Beetle. Кабина оператора была поднята на большую высоту и обшита металлическими листами. Несмотря на ее странный вид, она была способна выполнять свою функцию. Одним из ее преимуществ было уменьшение давления шин, что уменьшало возможность подрыва на мине

А где можно было взять такие колеса? Правильно! У команд Формулы-1. Последние спокойно продавали использованные шины в сторону родезийской армии. Представители команд оправдывались, что военные представлялись «простыми торговцами». Тем не менее, использование гоночных шин снизило давление на поверхность на 40% по сравнению с человеческой ногой. Участники события отметили, что это позволило «Пуки» не подрываться на минных полях во время всего периода эксплуатации.

Задние колеса болидов хорошо подходилши для машин разминирования

За период с 1972 по 1980 год было произведено 76 машин, предназначенных для разминирования. Они разгонялись до 60 км/ч и часто использовались для обеспечения безопасности военных конвоев. Не было зарегистрировано ни одного случая взрыва колонн во время использования машин «Пуки». За все время войны, было потеряно 12 машин, а единственная смерть оператора произошла из-за минометного обстрела.


В 1980-м международное сообщество надавило на Яна Смита провести выборы в Южной Родезии. На выборах победил Роберт Мугабе, который переименовал страну в Зимбабве, а к белым гражданам применял дискриминационные законы. В 2000-х он решил полностью изгнать белое население, что привело к резкому ухудшению экономической обстановки и падению уровня жизни. По сей день Зимбабве остается самой бедной страной Африки.

В ЮАР тоже было не все хорошо. Против политики апартеида Западные страны ввели санкции. Международный бизнес и спорт, в том числе и Формула-1, покинули страну в знак протеста. После избрания Нельсона Манделы президентом и снятия санкций, ЮАР вновь стала частью мировой экономики. Последние две гонки провели в 1992 и 1993 годах, после которого Формула-1 навсегда покинула африканский материк.


А чтобы ты не пропускал интересных статей и новостей, а «RaceBros» развивался дальше, мы рекомендуем сделать одну простую вещь — подписаться на наш Telegram, а так же теперь можно поддержать нас материально.