Super GT: японское чудо и почему его стоит посмотреть
Сильнейшее трио японского автопрома с настоящими самураями за рулём, олдскул, инженерные и шинные войны — чем это не повод рассказать о главной японской гоночной серии?
Начнём с самого начала. Что вообще такое этот ваш Super GT?
Это главный автоспортивный чемпионат Японии основанный в 1993 году, ранее известный как JGTC. Если попробовать его описать, то это некая смесь Формулы 1 и гонок на выносливость.
Дистанция гонки варьируется от 300 до 450 километров, а в самом заезде выступают автомобили двух классов: GT500 и GT300. О них я расскажу чуть позже. В экипаже одного силуэт-прототипа едут два пилота, которые сменяют друг друга по ходу дистанции, а во время пит-стопов помимо смены шин проводят дозаправки.
Самые внимательные читатели уже могли заметить некоторое сходство машин из DTM и Super GT, и это не спроста. Оба чемпионата почти всегда шли рядом и долгое время предпринимали попытки объединится. В 2020-м организаторы обоих чемпионатов приняли регламент Class 1 унифицировав часть компонентов, но даже тут отразился разный подход чемпионатов. Если в DTM пытались унифицировать как можно больше деталей и запретить доработку болидов по ходу сезона для борьбы с раздутыми бюджетами, то японцы наоборот оставили за собой право дорабатывать свои машины.
У нас совершенно разные культуры. в DTM вкладываются в рекламу и отдел продаж, а у нас производители хотят тратить ресурсы на развитие техники - Масааки Бандо, промоутор Super GT
Итог этого печального «объединения» известен многим. Никакие попытки ограничить бюджеты не помогли DTM, и в том же 2020-м он очередной раз перезапустился, отказавшись от Class 1 и перейдя на более простую технику GT3. А все права на регламент перешли в руки японцев.
Так почему всё-таки стоит приобщиться к миру японских гонок? Сейчас об этом и поговорим!
Это очень красиво и быстро
Как и было сказано выше, в Super GT выступают два класса автомобилей. GT500 — это силэут-прототипы, построенные по регламенту «Class 1 + Alpha», т.е. с теми самыми доработками. Это самые быстрые машины с закрытыми колёсами в мире.
В этом классе выступают три крупнейших автопроизводителя Японии: Nissan, Toyota/Lexus и Honda. Благодаря регламенту, силуэты в целом очень узнаваемы, несмотря на то, что по факту от автомобиля тут остаются в лучшем случае оптика и форма.
Смотреть на такие машины гораздо приятнее и понятнее обычному человеку, чем за прототипами из LMP2 или LMH, которые выступают в гонках на выносливость и не имеют ничего общего с дорожными автомобилями.
С классом GT300 всё немного сложнее. Тут уже три подкласса, которые сражаются друг с другом: GT3, JAF GT 300 и JAF GT 300 (MC).
Рассказывать про GT3 особого смысла нет — это самый массовый гоночный класс в мире. А вот остальные подклассы уже являются особенностью Super GT. JAF 300 — это самые дорогие силуэт-прототипы, которые полностью спроектированы по регламенту японской автофедерации. Такие машины очень сложны в производстве и поэтому в этом классе участвуют только заводские команды.
JAF MC — это более дешевые и стандартизированные силуэт-прототипы, которые используют одинаковые монококи и моторы, что существенно сокращает бюджет на постройку такого автомобиля.
Все эти автомобили так же имеют общие черты с заводскими, но не только это делает их такими привлекательными.
В Super GT большая свобода в плане внешности автомобиля. В ливреях нет никаких обязательных элементов раскраски, в GT3 не обязательно использовать только омологированные диски к конкретной модели. Да и просто, видимо, у японцев очень хорошо развито чувство прекрасного. Вы сами посмотрите на это:
Это тот самый олдскул, который вы ищете
Нынешний автоспорт стал слишком прилизанным, политизированным и унифицированным, но только не в Стране восходящего солнца. Жёсткая борьба между пилотами, никакой командной тактики, минимально-возможная унификация машин, шинные войны и никакого DRS или его аналогов, превративших обгоны в обычное опережение на прямых.
Говорить про то, сколько тут сочных обгонов, я просто не вижу смысла. Это лучше увидеть самому. Вбиваете в YouTube — Super GT highlights — и вперёд. Но что позволяет пилотам так бороться друг с другом? Конечно же, техника. И тут она по-настоящему уникальная.
Как и Формуле 1, тут развиваются настоящие конструкторские войны. Каждое инженерное бюро пытается выжать максимум возможного для победы. Сложная и развитая аэродинамика, постоянная доработка мотора. Про последнее стоит отдельно отметить, что эти четырехцилиндровые монстры выдают по 700 л.с. на обычном бензине и без каких-либо гибридных установок. Подход всех производителей разный, и поэтому преимущество нередко переходит из рук в руки в зависимости от трассы.
Помимо этого, огромную роль играет и выбор производителя шин. В Super GT четыре поставщика: Michelin (только для класса GT300), Bridgestone, Yokohama и Dunlop. И каждый из производителей старается дать своим клиентам лучшую шину для каждой гонки, ведь от этого может многое зависеть. Да, шинные производители действительно подготавливают разные составы под каждую трассу и каждого экипажа.
Ну и третий, не менее важный элемент борьбы — это тактика. На пит-стопах разрешается менять не все четыре колеса, и нужно рассчитывать, сколько доливать топлива. Ведь промахнувшись, можно лишиться не только победы в гонке, но и в чемпионате.
Всё это в совокупности даёт постоянную борьбу, и, зачастую, судьба титула решается в последней гонке.
Это битва самураев
Ни в коем случае нельзя забывать про тех, кто за всем стоит — это, конечно же, люди. Одна из причин популярности Формулы 1 — это то, что гораздо проще следить за 20 «гладиаторами» и найти для себя пилота, за которым приятно следить и сопереживать ему. Именно поэтому многие гонки GT кажутся немного безликими, ведь новичку будет очень трудно выбрать себе любимчика из 120-180 пилотов, которые участвуют в заезде. Но только не тут.
Да, на одну машину тут приходится по два пилота, но и машин в GT500 всего 15. А так как GT500 — высшая ступень японского автоспорта, то и залётных людей тут почти не бывает. Помимо бывших пилотов Формулы 1, таких как Баттон и Ковалайнен, в чемпионате участвовали такие мастодонты японского автоспорта как Комуи Кобаяши, Казуки Накаджима, Кейичи Цучия (да, тот самый) и многие другие.
К сожалению, из-за ковидных ограничений количество европейцев в Super GT сократилось. Баттон ушёл после сезона 2019, Хейкки Ковалайнен покидает серию из-за того, что ему приходилось всё время находится в Японии. Но это не означает, что следить там больше не за кем.
Можно обратить внимание на двухкратного чемпиона Наоки Ямамото, который вместе с Дженсоном Баттоном смог завоевать свой первый титул в 2018 и до последних кругов боролся за чемпионство в этом году. А чего только стоит история Нобы Танигучи, прошедшего путь от уличного гонщика до трёхкратного чемпиона Super GT. Он всё ещё выступает на узнаваемом «анимэшном» Mercedes-AMG GT3. И это только пара примеров. На всех не хватит никакой длины текста. Ведь есть и Джулиано Алези, который поедет за Toyota #37, чемпион Формулы-Рено и японской Формулы 3 — Саша Фенестраз, чемпион GT300 Жуан Пауло де Оливейра и уйма других отличных гонщиков. В общем, есть за кого поболеть!
Ну что, уговорил?
Стоит понимать, что всё это только вершина айсберга, как и в любом автоспорте. И если вас это заинтересует, то найдёте там уйму интересных мелочей, которые дают пищу для анализа и только подогревают интерес к происходящему.
А чтобы ты не пропускал интересных статей и новостей, а «RACEBROS» развивался дальше, мы рекомендуем сделать одну простую вещь — подписаться на наш Telegram, а так же теперь можно поддержать нас.
А так же мы выпустили ролик, посвященный SuperGT. Эта статья легла в основу его создания.