Как купить команду Формулы-1 за один доллар?
История продажи команды аутсайдера и ее неожиданного триумфа.
Формула 1 считается одним из самых дорогих видов спорта. Основная часть пилотов в командах это либо дети чемпионов прошлых сезонов, либо дети бизнесменов. А на создание одного болида уходят миллионы. Но, в 2008 году, одну из крупных команд купили всего лишь за один доллар.
Японцы капитулируют
Последний год для команды Honda был ужасным. Во-первых, из-за запрета на рекламу табачной продукции в 2007 году, японцы лишились своего главного спонсора и команде пришлось выступать с ливреей «Земля». Во-вторых, за 2007 год в первых 12-ти Гран-при им удалось заработать лишь одно очко (некоторые считают, что в этом вина менеджмента, который расторг контракт с Michelin, ради более выгодного с Bridgestone, у которой шины были хуже).
В 2008 году в команду Honda перешел бывший технический директор Scuderia Ferrari Росс Браун. Но это не спасло положение, ибо в 2008 году команда закончила на предпоследнем месте. Дошло до того, что «команда-дубль» Super Aguri, созданная Хондой, побеждала основную в некоторых Гран-при. Плюс, в 2008 году случился общемировой финансовый кризис, и японцы решили отказаться от убыточной команды, продав свою команду ее руководителю Россу Брауну всего лишь за $1.
Кто такой Росс Браун?
Honda неспроста продала свою команду Россу Брауну, ведь он был не просто техническим директором Ferrari - он один из самых лучших инженеров Формулы-1.
Росс начал свою карьеру в компании March Engineering, работая там фрезеровщиком. Затем перешел в их команду в Formula 3, где работал автомехаником. В 1978 году его приметил Фрэнк Уильямс, и пригласил Росса в только что созданную команду Williams F1, на должность инженера по аэродинамике.
В 1985 году он работал вместе с Нилом Аутли, над дизайном болидов Lola THL1 и Lola THL2. После этого он разработал дизайн болида Arrows A10, а также Jaguar XJR-14, выигрывавший чемпионат мира по гонкам на спорткарах в 1991.
В 1991 он вернулся в Формулу 1 в Benetton, став техническим директором и главным конструктором команды. При нем, команда взяла два титула в личном зачете (не без помощи Михаэля Шумахера) и один кубок конструкторов. В 1997 году дуэт Росса Брауна и Михаэля Шумахера воссоединился. Там Росс придерживался идеи командной тактики, при которой вся команда работает на одного пилота, если тот борется за титул в чемпионате.
Браун также прославился как опытный стратег по тактике дозаправок и выбору шин. В составе Ferrari Браун помог выиграть шесть кубков конструкторов и пять чемпионатов мира.
Вторая жизнь умирающей команды
Brawn GP был образован 6 марта 2009 года. 17 марта 2009 года FIA официально согласилась на изменение названия команды Honda Racing F1 Team на Brawn GP. Хотя команда может рассматриваться как продолжение команды Honda, FIA рассматривала Brawn GP как совершенно новую, вместе с тем Кит Хейс, вице-президент FIA, согласился отказаться от стандартного вступительного взноса в знак признания непростых обстоятельств образования команды.
Из-за ухода Honda с F1, команда лишилась ее двигателей, что поставило Брауна в тупик, особенно за пол года до чемпионата. Тогда на помощь пришла Mercedes-Benz, предложив свои двигатели. Но из-за этого, Brawn GP лишилась инновационной разработки KERS. Росс решил оставить в своей команде двух опытных пилотов - Баттона и Баррикелло. Ходили слухи, что за Brawn GP выступит племянник самого Айртона Сенны, но это не подтвердилось.
По итогам первой в истории команды квалификации на Австралийском Гран-При 2009 года, пилоты Brawn GP сенсационно заняли первый ряд стартового поля: поул-позицию завоевал Дженсон Баттон, вторым стал Баррикелло. Итоги первого Гран-при оказались не менее сенсационными: команда в дебютной гонке расположилась на двух высших местах пьедестала. Но победу омрачила новостью о сокращении 270 сотрудников из-за нехватки средств.
На Гран-при Китая Рубенс Баррикелло в 16-й раз за карьеру гонщика Формулы-1 проехал быстрейший круг в гонке, что стало для бразильского гонщика первым подобным достижением с Гран-при Японии 2004 года, когда он выступал за Ferrari.
Самой главной инновацией стали двойные диффузоры, появившиеся благодаря лазейке в техническом регламенте. Концепция двойного диффузора была предложена инженером одного из спортивных подразделений компании Honda, работавшим над проектом машины еще в 2008 году.
Поэтому гонщики команды лидировали на многих гонках, но болиды проигрывали конкурентам в скорости из-за отсутствия KERS и денег на дальнейшую доработку болидов. Из-за этого, на Гран-при Бельгии гонщики финишировали на 4 и 7 месте, а в Италии гонщики взяли последнюю в истории Brawn GP победу.
Конкуренты подали протест на технику Brawn, и возникла угроза полной дисквалификации команды. Росс Браун категорически отвергал все обвинения.
"Еще год назад я предлагал общими усилиями устранить существующие в новом техническом регламенте возможности для разной интерпретации, максимально упростив и уточнив формулировки. Но тогда это никого не заинтересовало. Зато сейчас вдруг обнаружилось столько интересующихся!" - говорил Браун
15 апреля 2009 года апелляционный суд FIA, рассмотрев аргументы сторон, отказал в удовлетворении протеста команд и узаконил двойные диффузоры. Вскоре после этого диффузорами, сделанными по примеру Brawn, обзавелись все команды Формулы-1.
За весь сезон, болиды Brawn GP выиграли восемь гонок и возглавили личный и командный зачёт. 18 октября 2009 года после гонки в Бразилии команда Brawn GP стала обладателем Кубка Конструкторов. Пилот этой команды Дженсон Баттон стал чемпионом сезона 2009 года.
В 2010 году Mercedes-Benz и Aabar Investment приобрели 75% команды и переименовали ее в Mercedes-Petronas. Баттон перешел в McLaren, но более чемпионом не стал и завершил формульную карьеру в 2016 году. Баррикелло перешел в Williams, но те заменили его на Бруно Сенну.
А в бывший Brawn перешли Нико Росберг и Михаэль Шумахер, последний завершил свою карьеру в Формуле-1 в 2012 году и ему на замену пришел Льюис Хеммилтон. Несмотря на заводской статус и поддержку автопроизводителя, Mercedes оказались не так быстры, как Brawn, и неизменно занимали только четвёртую строчку в кубке конструкторов. Только в начале 2012 года Нико Росбергу удалось выиграть первую гонку для этой команды. В сезоне 2013 года Росс Браун поднял Mercedes на второе место в командном зачёте и заложил базу на следующий сезон, ставший для команды чемпионским. Однако из-за возникших противоречий с другими руководителями команды Тото Вольффом и Ники Лаудой Росс Браун принял решение покинуть команду. Сам Росс в 2017 году занял должность спортивного директора F1, которым он является по сей день.
История Brawn GP, учит нас, что при сильном лидере и хороших инженерах всегда можно превратить аутсайдерскую команду в лидирующую, какие бы преграды перед ней не стояли.