Лонги
March 1, 2023

Пособие по «Формуле-1» для новичка  

Как втянуться в просмотр «королевы автоспорта».

Что такое «Формула-1»?

«Формула-1» — это ежегодный чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проводится по правилам Международной автоспортивной федерации на машинах с «открытыми колёсами».

Но недостаточно «открыть» колёса вашему автомобилю для участия в этом виде гонок, само слово «формула» используется здесь по причине определенного набора правил и регламентов, которому следуют все участники серии. Болиды строятся каждой командой самостоятельно, у других производителей разрешено покупать только ограниченное количество деталей.

Чемпионат мира проводится каждый год с марта по ноябрь-декабрь, с небольшим летним перерывом в августе. По окончании сезона подводятся итоги и вручаются титул чемпиона мира среди гонщиков (личный зачёт) и Кубок Конструкторов (командный зачёт).

С чего начиналась «Формула-1»?

Первый чемпионат мира среди пилотов был проведён в 1950 году. Прародителем «Ф-1» можно назвать Чемпионат Европы по автогонкам Гран-при, который проводился с 20-х годов прошлого века.

Первым чемпионом мира в истории стал итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». В следующие 7 лет 5 раз чемпионом станет аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, один из величайших гонщиков в истории. Сейчас больше всего титулов чемпиона мира у немца Микаэля Шумахера и британца Льюиса Хэмилтона — по 7, и второй всё ещё выступает и имеет шансы стать самым титулованным гонщиком «Формулы-1» уже единолично. Действующий чемпион — Макс Ферстаппен.

Первый чемпион мира - Джузеппе Фарина

Кубок Конструкторов начали вручать только в 1958 году, его выиграла британская команда «Вануолл» с пилотами Стирлингом Моссом и Тони Бруксом. Самая титулованная команда в истории «Формулы-1» — «Феррари», у них 16 чемпионских титулов. Британские «Уильямс» и «Макларен» имеют 9 и 8 титулов соответственно. Также, 8 титулов у «Мерседеса» — они выиграли их подряд с 2014 по 2021 год. Действующий обладатель — «Ред Булл».

Технический регламент «Формулы-1»

Нынешний технический регламент должен был начать действовать ещё перед началом сезона-2021, но пандемия Covid-19 внесла свои коррективы и введение нового регламента перенесли на год позже.

Основные причины изменений: борьба с «грязным воздухом», повышение безопасности и снижение цены постройки болида, что становится ещё важнее с новым правилом ограничения бюджета, которое введено с начала 2021 года. В первый сезон правила командам нельзя было тратить больше 145 миллионов долларов(для сравнения, «Мерседес», «Феррари» или «Ред Булл» тратили по 400 миллионов долларов за сезон) и эта сумма со временем будет уменьшаться. Ограничение бюджетов на сезон-2023 — 135 миллионов долларов.

Команды и пилоты «Формулы-1»

Сейчас в пелотоне «Формулы-1» вытупают 10 команд, каждая из которых выставляет две машины. По нынешним правилам, в «Формуле-1» может выступать 26 машин, что ограничивает возможное количество команд до 13, но пока не набирается и столько. Одна из проблем — членские взнос, введённый в 2020 году. Чтобы войти в список команд-участниц, владельцы новой команды должны будут внести 200 миллионов долларов, которые поделят между собой первые 10 коллективов. Но даже взнос не гарантия успеха. Команды очень не хотят делиться пирогом доходов и выступают против 11-й команды.

В «Формуле-1», как мы теперь знаем, соревнуются 20 пилотов: по 2 в каждой команде. Давайте с ними познакомимся:

«Уильямс» — одна из самых титулованных команд, которая несколько лет назад оказалась на самом дне и пытается оттуда выбраться.

«Альфа Таури» — дочка «Ред Булла». Провалили прошлый сезон, на тестах в этом году тоже не впечатлили, многие считают, что «бычки» — самая слабая команда этого сезона.

«Хаас» — самая молодая команда в пелетоне. Оба пилота, казалось, что уходили из «Ф-1» с концами, но вернулись и попытаются затащить американцев в середину таблицы.

«Астон Мартин» — тёмные лошадки сезона. Команда очень высоко котируется после тестов, а Фернандо Алонсо сильно мотивирован даже в свои 41. За «Астонами» будет интересно следить.

«Альфа Ромео» — последний сезон команды под таким названием. В 2026 коллектив выкупает «Ауди» и он становится заводским.

«Макларен» — легендарная британская команда, кажется, в этом сезоне будет далека от борьбы за право быть лучшими после топ-3. Провальные тесты обещают очень трудный сезон. Отдельно интересно будет посмотреть на Оскара Пиастри — прошлым летом за австралийца «Маки» судились с «Альпин», членом молодёжной команды которой являлся Оскар. Пиастри всё-таки покинул французов, но сделал ли он правильный выбор?

«Альпин» — французский коллектив с французскими пилотами в составе. Команда для фанатов французских комедий, круассанов и вина.

«Мерседес» — впервые с 2014 года начинают сезон не в качестве действующего обладателя Кубка Конструкторов. Льюис Хэмилтон же не выиграл ни одной гонки в прошлом сезоне, впервые в карьере! Продолжится ли эта чёрная полоса ещё на год?

«Феррари» — цирк в переводе с «формульного». Перед этим сезоном легендарный коллектив сменил и главу команды, и главного стратега. Итальянцы не видели новых трофеев на своей базе с 2007 года, пыль уже в несколько слоёв.

«Ред Булл» — действующие чемпионы, обладатели самой быстрой машины на тестах. Кажется, ничего не помешает взять очередные титулы, но вдруг?

Чтобы получить контракт в «Формуле-1» нужно получить суперлицензию, которую выдают в Международной Автомобильной Федерации за выступление в молодёжных чемпионатах.

Вообще, быть пилотом «Формулы-1» трудно физически. Гонщики теряют несколько килограмм к концу гран-при и испытывают сильные перегрузки, которые меряются в G-силе. Например, во время этой аварии Макс Ферстаппен испытал перегрузку в 51G. Это значит, что в какой-то момент голландский пилот испытал давление в 51 раз больше его собственного веса.

Двигатели в «Формуле-1»

С 2014 года «Формула-1» перешла на V6 1,6-литровые турбодвигатели, теперь этот отрезок времени называется «турбоэра». «Турбоэра» не очень нравится олдскульным фанатам, которые желают слышать только рёв мотора, но прошлое не вернуть. Двигатель болида «Формулы-1» ограничен 15000 оборотами в минуту. Рекорд скорости принадлежит Хуану Пабло Монтойе, который на Гран-при Италии в 2005 году разогнал свой «Макларен» на движке «Мерседес» до 372 километров в час.

Прямо сейчас в «Формуле-1» 4 производителя моторов: «Мерседес», «Феррари», «Рено» и «Ред Булл». «Хонда» покинула чемпионат после 2021 года и новым производителем-мотористом стал «Ред Булл», который выкупил производство у японской компании. В 2026 году «Хонда» вернётся в состав мотористов «Ф-1», «Ауди» станет делать моторы для своей команды, а моторы «Ред Булл» станут моторами «Форд».

С 2022 года моторы «заморозили» в развитии до нового моторного регламента, который введут в 2026 году.

Шины в «Формуле-1»

Шины играют огромную роль в гонке «Ф-1». Сейчас официальным поставщиком резины являются итальянцы из Pirelli. Раньше в «Формуле-1» были шинные сражения, то есть команды могли сами выбрать себе поставщиков резины, но после Гран-при США 2005 года, когда из-за проблем с шинами Michlein на старт вышло всего 6 машин, руководители чемпионата решили доверять поставку шин единственному производителю, который выиграет тендер. Pirelli является поставщиком с 2011 года.

Шины делятся на сухие и дождевые. Сухие бывают шести видов: от C0 — самой твёрдой резины, которая очень долго стирается, но долго прогревается, до C5 — самой мягкой резины. Pirelli из этих пяти выбирает три вида, которые привезёт на гонку и даёт им такую маркировку: самые мягкие — «софт», красный цвет; средние — «медиум», жёлтый цвет; самые твёрдые — «хард», белый цвет.

Дождевые шины делятся на два вида: дождевые — для мокрой трассы и промежуточные — для подсыхающего, но всё ещё влажного асфальта.

В 2022 году, с введением нового технического регламента, «Формула-1» перешла на 18-дюймовые шины, до этого несколько десятилетий использовались 13-дюймовые шины.

Трассы «Формулы-1»

Трасса «Формулы-1» — это кольцо, со специальной лицензией от Международной Автомобильной Федерации. По правилам, каждая гонка проходит столько кругов, сколько необходимо для достижения 305 пройденных километров, и занимает примерно 1,5-2 часа. Единственное исключение — Монако, там из-за медленной трассы, для финиша надо пройти 260 километров. Трасса в Монте-Карло также имеет и самую маленькую длину круга равную 3337 метрам.

Список трасс в сезоне-2023:

Пит-стопы в «Формуле-1»

Пит-стопы необходимы болидам для замены шин, а также для ремонта, механической регулировки или в качестве штрафа. Дозаправка в «Формуле-1» запрещена с 2010 года. Если гонка сухая, то гонщики должны сделать хотя бы один пит-стоп, чтобы сменить шины. В каждой гонке каждый гонщик должен использовать как минимум два разных комплекта резины. В дождевых гонках это правило не действует из-за соображений безопасности.

Питы расположены сбоку от финишной прямой и распределяются в порядке силы команд в прошлом сезоне. В 2023 году право выбирать место (с начала или с конца) «боксов» будет у «Ред Булла».

Флаги в «Формуле-1»

Во всех видах автоспорта используется система флагов или сигнальных огней для информирования гонщиков об опасностях во время сессии. Хотя технологические достижения привели к тому, что в «Формуле-1» многие флаги были заменены сигнальными огнями, система флагов осталась неизменной с первых лет гонок.

Давайте разберёмся в значении самых частых флагов:

  • Одиночный жёлтый флаг — опасность рядом с трассой
  • Одиночный жёлтый флаг, маршалы машут — опасность на трассе
  • Двойной жёлтый флаг — опасность, обгон запрещён, необходимо снизить скорость
  • Жёлто-красный флаг — скользкая трасса или животное на треке
  • Зелёный флаг — сессия возвращается к гоночным условиям
  • Синий флаг — гонщик, отстающий на круг, обязан пропустить лидера
  • Красный флаг — сессия остановлена из-за опасности на трассе
  • Чёрный флаг с оранжевым кругом — гонщик должен заехать в боксы для замены повреждённых деталей
  • Чёрно-белый флаг — предупреждение гонщику

Квалификация в «Формуле-1»

Квалификация в «Формуле-1» определяет стартовый порядок гонщиков на воскресную гонку. Гонщик должен показать быстрейший круг, чтобы занять лучшую позицию. Квалификационная сессия состоит из 3 сегментов:

  • Первый сегмент — 18 минут, участвуют все пилоты
  • Второй сегмент — 15 минут, участвуют 15 лучших пилотов из первого сегмента
  • Третий сегмент — 12 минут, участвуют 10 лучших пилотов из второго сегмента

Время показанное в одном сегменте никак не учитывается в другом, то есть между сегментами времена гонщиков обнуляются.

Большую часть времени квалификация проводится по субботам, за день до гонки, но на трёх этапах в этом году квалификация будет проводиться в пятницу, из-за спринт-гонки в субботу.

На двух этапах в сезоне-2023 будет тестироваться экспериментальная система квалификаций с определёнными шинами в каждом сегменте: «хард» в первом сегменте, «медиум» — во втором сегменте и «софт» — в третьем.

Гоночный уик-энд «Формулы-1»

Уик-энд в «Формуле-1» длится с пятницы по воскресенье. В настоящий момент существует два вида уик-эндов: классические и со спринт-гонками.

Классический:

  • Пятница — первая и вторая практики
  • Суббота — третья практика и квалификация
  • Воскресенье — гонка

Со спринт-гонками:

  • Пятница — первая практика и квалификация
  • Суббота — вторая практика и спринт-гонка
  • Воскресенье — гонка

Где смотреть «Формулу-1»

В связи с «ситуацией» в Украине, доступа к официальным трансляциям у российских зрителей сейчас нет. Но не спешите расстраиваться, квалификации и гонки мы будем показывать в нашем телеграм-канале.

В Украине права на трансляцию «Ф-1» принадлежат Setanta Ukraine. Если вы из другой страны, список вещателей в вашей стране можно найти по этой ссылке.

Мы — сообщество авторов телеграм-канала RaceBros. Рассказываем о самом интересном в мире автомобилей и автоспорта. Наш телеграм — t.me/racebros