Интервью
December 25, 2022

«Форточка в Европу»: как перевозят европейские автомобили в Россию в 2022 году

Интервью с перегонщиком машин из Европы в Россию.

Фото: av.by

С 24 февраля 2022 года российски авторынок изменился. Западные бренды либо приостановили деятельность, либо ушли из России. Рынок даже не спасают китайские автомобили, ибо люди не готовы пересаживаться на бренды, о которых узнали только вчера. И с этого же года вырос спрос на перегон авто из Армении, Грузии, Казахстана и Европы. Редакция поговорила с одним из перегонщиков, который доставляет автомобили из Европы в Россию, через Беларусь.

Не перегонщик, а брокер

Да, теперь они называются так, заявил наш собеседник Роман (имя изменено по желанию последнего), который перегоняет автомобили из Европы. Иначе говоря, посредники между продавцом в Европе и покупателем в России или Беларуси. Так как россияне больше не могут въезжать в Польшу, Финляндию или страны Прибалтики, то всем занимаются либо беларусы, либо поляки. Схема ввоза такая: один помогает купить и довезти машину до границы, другой оформляет её на таможне, кто-то перегоняет, третий занимается постановкой на учёт. Вся схема обычно работает под контролем одного брокера, который следит за статусом машины и получает деньги за автомобиль.

У российских клиентов, в целом, присутствует недоверие к перегонщикам, ибо за 20 лет граждане РФ привыкли покупать автомобили у официальных дилеров, получая юридически чистый автомобиль со всеми документами и гарантией. Брокер занимается почти тем же самым, однако часто это происходит без договора и с риском потери денег для клиента. Теперь авторынок это минное поле, где главное не натолкнуться на мошенников.

Автосалон Opel в Германии

Роман говорит, что выбирать перегонщиков лучше всего по «сарафанному радио». Перед покупкой стоит узнать все тонкости перегона авто и уточнить о них у брокера, чтобы понять «кто перед вами стоит». Но лучше всего найти продавца через друзей, родственников и знакомых, если они заказывали автомобиль таким образом.

На рынке большая конкуренция, поэтому Роман советует не брезговать узнавать у каждого перегонщика стоимость услуг, юридические тонкости и открытость. Также, перед оплатой, стоит загнать автомобиль на тех. осмотр. Если продавец на этапе обсуждения сделки отказывается от этого, то иметь с ним дело точно не стоит.

Как выбрать автомобиль и не попасть под геополитические проблемы?

Пока курс находится в положении до 100 рублей за евро, привозить автомобили из Европы в Россию, через Беларусь, выгодно. Сам брокер рассказал, что ввозит автомобили из Германии, хотя другие иногда ввозят из Франции, Бельгии, Польши и даже Люксембурга. 

«Наша компания перевозит автомобили преимущественно из Германии. Мой коллега созванивается с дилерами, лично выезжает на осмотр машины. Выбираем небитые автомобили, пробегом до 150 тыс. километров. Затем везем ее заказчику. Если сделка срывается на половине пути, то потом продаем машину в белорусских или российских агрегаторах» – заявил Роман.

В основном, покупатели берут на заказ модели Renault, Audi, Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen — все, что не дороже 50 тыс. евро, ибо дальше есть риски столкнуться с санкциями ЕС. Также, в Беларусь не ввозят автомобили марки Skoda, из-за геополитических терок между правительством Беларуси и Чехии.

«Из Европы стоит гнать автомобили не старше 3–5 лет, потому что более новые машины облагаются повышенными таможенными пошлинами, плюс могут не продать, если узнают что она едет в Россию, а более старые не проходят по экологическим требованиям» – говорит собеседник
Сайт Mobile.de. Там имеется интерфейс на русском языке

Все начинается с того, что покупатель ищет автомобиль через интернет-агрегаторы, преимущественно Mobile.de. Затем, он отсылает брокеру свои пожелания и ссылки на автомобили в агрегаторах, а перегонщик уже сам занимается покупкой и юридическими тонкостями.

«Евротур»: как везут автомобили в Россию?

Обычно, проблемы начинаются при покупке автомобиля, когда нужно перевести деньги из России в Европу. Оправленный платеж могут отправить на проверку службам финансового контроля, и он рискует зависнуть на неопределённый срок. Плюс, российские банки часто подвергаются давлению со стороны ЕС, либо сами вводят «конские условия».

Затем, покупатель должен заплатить при покупке немецкий НДС в 19%. Потом эта сумма вернется на тот счёт, с которого была выплата. Однако, даже если машина выкуплена, возврат НДС могут заморозить. Особенно если продавцу или банку станет ясно, что машина идёт в Россию. И эти деньги могут быть просто потеряны, из-за чего покупка окажется не такой выгодной. Поэтому, заказчики часто открывают и переводят деньги на белорусский счет хотя там тоже могут задержать платеж. Кстати, НДС вам вернут, только если вы брали автомобиль у автосалона. При покупке у частника — не вернут.

Немецкие транзитные номера, но для экспотра нужны с красной полосой. Фото: Autohaus-klasse.com

После приобретения автомобиль снимают с учета и дают красные транзитные номера, которые нужны для перегона в Россию. Оттуда машина едет в Беларусь. Там ее оформляют на льготника-инвалида первой или второй группы, либо на многодетного отца. За это дают 50% налоговую скидку на растаможку. За это льготник получает ~ $200.

«За такие действия льготникам может грозить уголовная ответственность, но правительство Беларуси закрывает на это глаза, ибо такая схема кормит таможенников» – говорит брокер

При оформлении новой машины таможенная ставка в Беларуси составляет 48% от стоимости автомобиля, а для льготника в два раза ниже — 24%. Кроме того, чем дороже автомобиль, тем более платёжеспособным должен быть сам льготник. Перекупщикам приходится искать людей с хорошей работой, недвижимостью и собственной машиной. Их всегда ищут через знакомых.

После растаможки, льготник продает автомобиль россиянину, через договор купли-продажи в МРЭО или через нотариуса. Впрочем, рассказывает собеседник RaceBros, все делается в серую, ибо слишком дорого. Есть проверенная схема: льготник-беларус по документам передаёт машину на комиссию с последующей продажей в автосалоне. А россиянин по бумагам приобретает машину уже у автосалона. За это последний получает $30.

Беларусские транзитные номера, которые выдают после снятия с учета владельцем-брокером

C 2023 года правительство Беларуси собирается отменить счета-справки, ради большей прозрачности в продаже автомобиля, но скорее всего схема останется в тени, только появится больше посредников.

Как регистрируют автомобиль в России

После продажи в Россию, автомобилю выдают ЭПТС. Обычно его получение занимает месяц и больше, но брокеры предлагают сделать все за две недели. Обычно такая услуга обходится в 60 тыс. рублей. После этого автомобиль можно поставить на учет в ГИБДД.

Сколько обойдется перегон авто из Европы?

Клиент полностью оплачивает растаможку автомобиля и услуги всех посредников, включая работу перегонщика или автовоза. Но даже с учётом этих расходов финальная стоимость автомобиля будет гораздо ниже цены аналогичной машины в России, говорит брокер.

«Месяц назад, мы продали BMW 320d 2019 года, с пробегом в 30 тыс. километров за 38 тыс. евро. В России такой бы обошелся за 43 тыс. евро» – утверждает Роман

Посредник, который перевозит автомобиль, получает $300 за один заказ. Если идет перегон машины с двухлитровым мотором, то это обойдется в 10-13 тысяч евро. В цену входит перевозка авто до Минска, плюс все юридические заморочки, получение ЭПТС и регистрация в ГИБДД. Чем мощнее двигатель, тем естественно выше цена.

Вывод

Даже с таким количеством посредников, вы окажетесь в жирном плюсе. Потому что разница в стоимости некоторых моделей доходит аж до 100 процентов. Но и всегда нужно смотреть в оба, и пользоваться услугами проверенных брокеров, чтобы не потратить деньги в никуда.

t.me/racebros