«Форточка в Европу»: как перевозят европейские автомобили в Россию в 2022 году
Интервью с перегонщиком машин из Европы в Россию.
С 24 февраля 2022 года российски авторынок изменился. Западные бренды либо приостановили деятельность, либо ушли из России. Рынок даже не спасают китайские автомобили, ибо люди не готовы пересаживаться на бренды, о которых узнали только вчера. И с этого же года вырос спрос на перегон авто из Армении, Грузии, Казахстана и Европы. Редакция поговорила с одним из перегонщиков, который доставляет автомобили из Европы в Россию, через Беларусь.
Не перегонщик, а брокер
Да, теперь они называются так, заявил наш собеседник Роман (имя изменено по желанию последнего), который перегоняет автомобили из Европы. Иначе говоря, посредники между продавцом в Европе и покупателем в России или Беларуси. Так как россияне больше не могут въезжать в Польшу, Финляндию или страны Прибалтики, то всем занимаются либо беларусы, либо поляки. Схема ввоза такая: один помогает купить и довезти машину до границы, другой оформляет её на таможне, кто-то перегоняет, третий занимается постановкой на учёт. Вся схема обычно работает под контролем одного брокера, который следит за статусом машины и получает деньги за автомобиль.
У российских клиентов, в целом, присутствует недоверие к перегонщикам, ибо за 20 лет граждане РФ привыкли покупать автомобили у официальных дилеров, получая юридически чистый автомобиль со всеми документами и гарантией. Брокер занимается почти тем же самым, однако часто это происходит без договора и с риском потери денег для клиента. Теперь авторынок это минное поле, где главное не натолкнуться на мошенников.
Роман говорит, что выбирать перегонщиков лучше всего по «сарафанному радио». Перед покупкой стоит узнать все тонкости перегона авто и уточнить о них у брокера, чтобы понять «кто перед вами стоит». Но лучше всего найти продавца через друзей, родственников и знакомых, если они заказывали автомобиль таким образом.
На рынке большая конкуренция, поэтому Роман советует не брезговать узнавать у каждого перегонщика стоимость услуг, юридические тонкости и открытость. Также, перед оплатой, стоит загнать автомобиль на тех. осмотр. Если продавец на этапе обсуждения сделки отказывается от этого, то иметь с ним дело точно не стоит.
Как выбрать автомобиль и не попасть под геополитические проблемы?
Пока курс находится в положении до 100 рублей за евро, привозить автомобили из Европы в Россию, через Беларусь, выгодно. Сам брокер рассказал, что ввозит автомобили из Германии, хотя другие иногда ввозят из Франции, Бельгии, Польши и даже Люксембурга.
«Наша компания перевозит автомобили преимущественно из Германии. Мой коллега созванивается с дилерами, лично выезжает на осмотр машины. Выбираем небитые автомобили, пробегом до 150 тыс. километров. Затем везем ее заказчику. Если сделка срывается на половине пути, то потом продаем машину в белорусских или российских агрегаторах» – заявил Роман.
В основном, покупатели берут на заказ модели Renault, Audi, Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen — все, что не дороже 50 тыс. евро, ибо дальше есть риски столкнуться с санкциями ЕС. Также, в Беларусь не ввозят автомобили марки Skoda, из-за геополитических терок между правительством Беларуси и Чехии.
«Из Европы стоит гнать автомобили не старше 3–5 лет, потому что более новые машины облагаются повышенными таможенными пошлинами, плюс могут не продать, если узнают что она едет в Россию, а более старые не проходят по экологическим требованиям» – говорит собеседник
Все начинается с того, что покупатель ищет автомобиль через интернет-агрегаторы, преимущественно Mobile.de. Затем, он отсылает брокеру свои пожелания и ссылки на автомобили в агрегаторах, а перегонщик уже сам занимается покупкой и юридическими тонкостями.
«Евротур»: как везут автомобили в Россию?
Обычно, проблемы начинаются при покупке автомобиля, когда нужно перевести деньги из России в Европу. Оправленный платеж могут отправить на проверку службам финансового контроля, и он рискует зависнуть на неопределённый срок. Плюс, российские банки часто подвергаются давлению со стороны ЕС, либо сами вводят «конские условия».
Затем, покупатель должен заплатить при покупке немецкий НДС в 19%. Потом эта сумма вернется на тот счёт, с которого была выплата. Однако, даже если машина выкуплена, возврат НДС могут заморозить. Особенно если продавцу или банку станет ясно, что машина идёт в Россию. И эти деньги могут быть просто потеряны, из-за чего покупка окажется не такой выгодной. Поэтому, заказчики часто открывают и переводят деньги на белорусский счет хотя там тоже могут задержать платеж. Кстати, НДС вам вернут, только если вы брали автомобиль у автосалона. При покупке у частника — не вернут.
После приобретения автомобиль снимают с учета и дают красные транзитные номера, которые нужны для перегона в Россию. Оттуда машина едет в Беларусь. Там ее оформляют на льготника-инвалида первой или второй группы, либо на многодетного отца. За это дают 50% налоговую скидку на растаможку. За это льготник получает ~ $200.
«За такие действия льготникам может грозить уголовная ответственность, но правительство Беларуси закрывает на это глаза, ибо такая схема кормит таможенников» – говорит брокер
При оформлении новой машины таможенная ставка в Беларуси составляет 48% от стоимости автомобиля, а для льготника в два раза ниже — 24%. Кроме того, чем дороже автомобиль, тем более платёжеспособным должен быть сам льготник. Перекупщикам приходится искать людей с хорошей работой, недвижимостью и собственной машиной. Их всегда ищут через знакомых.
После растаможки, льготник продает автомобиль россиянину, через договор купли-продажи в МРЭО или через нотариуса. Впрочем, рассказывает собеседник RaceBros, все делается в серую, ибо слишком дорого. Есть проверенная схема: льготник-беларус по документам передаёт машину на комиссию с последующей продажей в автосалоне. А россиянин по бумагам приобретает машину уже у автосалона. За это последний получает $30.
C 2023 года правительство Беларуси собирается отменить счета-справки, ради большей прозрачности в продаже автомобиля, но скорее всего схема останется в тени, только появится больше посредников.
Как регистрируют автомобиль в России
После продажи в Россию, автомобилю выдают ЭПТС. Обычно его получение занимает месяц и больше, но брокеры предлагают сделать все за две недели. Обычно такая услуга обходится в 60 тыс. рублей. После этого автомобиль можно поставить на учет в ГИБДД.
Сколько обойдется перегон авто из Европы?
Клиент полностью оплачивает растаможку автомобиля и услуги всех посредников, включая работу перегонщика или автовоза. Но даже с учётом этих расходов финальная стоимость автомобиля будет гораздо ниже цены аналогичной машины в России, говорит брокер.
«Месяц назад, мы продали BMW 320d 2019 года, с пробегом в 30 тыс. километров за 38 тыс. евро. В России такой бы обошелся за 43 тыс. евро» – утверждает Роман
Посредник, который перевозит автомобиль, получает $300 за один заказ. Если идет перегон машины с двухлитровым мотором, то это обойдется в 10-13 тысяч евро. В цену входит перевозка авто до Минска, плюс все юридические заморочки, получение ЭПТС и регистрация в ГИБДД. Чем мощнее двигатель, тем естественно выше цена.
Вывод
Даже с таким количеством посредников, вы окажетесь в жирном плюсе. Потому что разница в стоимости некоторых моделей доходит аж до 100 процентов. Но и всегда нужно смотреть в оба, и пользоваться услугами проверенных брокеров, чтобы не потратить деньги в никуда.