July 16, 2023

Как электромобиль пытался покорить Formula Drift 

История Camaro EL1 - первой электромашины, построенной для профессионального дрифта.

Мы давно привыкли, что в профессиональном дрифте есть две большие фанбазы. Первые это почитатели рядных турбомоторов, а вторые любители V-образных ДВС большого объёма, но сейчас же мода на электрификацию, так может?..

Вернёмся в сезон 2019 года американской Formula Drift. Перед этим годом в пункте правил чемпионата появилась строчка разрешающая участие автомобилям с электрической или гибридной силовой установкой, но только с письменного разрешения директора гонки. Перед стартом сезона к чемпионату присоединяется команда Napoleon Motorsports, которая ранее выступала в серии Trans Am, а новым пилотом они берут чемпиона FD Pro 2 (младший класс, сейчас он называется PROSPEC) Тревиса Ридера.

Про машину

Автомобиль получил имя Camaro EL1, что расшифровывается как электрический Camaro первый. Родной мотор был извлечён и заменён батареями ёмкостью 38,4 кВт/ч, и общим весом в 360 кг, для сравнения 7 литровый LS7 – 210 кг. Новый электродвигатель производит 515 л.с., а крутящий момент составляет 1085 Нм. Стандартное кузовное железо было почти полностью выпилено за исключением крыши, задняя часть выполнена из карбон-кевлара, а двери, передние крылья и капот из карбона. Теперь общий вес машины составляет всего лишь 1361 кг, актуальное же поколение Chevrolet Camaro с двух литровым мотором весит 1645 кг. В подвеске применяются компоненты от BMW E92, стойки BC Racing. И конечно же автомобиль оборудован системой пожаротушения, аварийным размыкателем и герметичными трубками для прямой подачи воды в аккумуляторы.

Пора поговорить об отличиях «электричек» от машин с двигателем внутреннего сгорания. В EL1 нет коробки передач, но есть три режима: паркинг, вперёд, назад. Электродвигатель установлен на задней оси и сразу же отдаёт весь свой энергетический потенциал, команда Napoleon Motorsports оставила фальшивую педаль сцепления, чтобы пилоту было легче адаптироваться. Ручник стандартный – гидравлический и ещё в комплекте к машине идёт дефибриллятор. В теории всё же просто, почти читерская машина для побед, ведь так?

Гоночная карьера

Перед стартом сезона, как всегда проходит медиа день и на нём Тревис, пилот только построенной машины, выглядит как-то неуверенно и уклончиво отвечает на вопросы. Может просто мандраж перед первым сезоном в PRO классе?

Первый этап. В параде пилотов по городу машина принимает участие, но в гонке уже нет. Официальных заявлений не последовало, но по наиболее правдивой информации в Лонг Бич было запрещено использовать автомобили с разными типами силовой установки в одной гонке из-за вероятности перепутать их. Ведь маршал должен знать, чем тушить машину в случае её возгорания.

Второй этап. Camaro принял участие в тренировочных сессиях, но в квалификации Ридер ехал на своей Silvia S13 с V8 под капотом. Проблема заключалась в том, что предохранители EL1 просто сгорали, попытки обмануть систему ни к чему ни привели.

Третий этап. На этот раз Тревису удалось пройти квалификацию, но уже в топ 32 он попадает на Челси Денофу, который и выбивает EL1 из соревнования.

Топ 32

Четвёртый этап. Тревису получилось повторить своё прошлое достижение и дойти до топ 32, но этот этап стал последним для «электрички», остаток сезона он проехал на своей Nissan Silvia. Сложилось впечатление, что машина получилась очень нестабильной и пилот с ней буквально борется. Все заезды выглядят тускло на фоне других участников и видно отсутствие темпа. Уже в следующем году Тревис Ридер пересел на BMW E46 и продолжил своë выступление в чемпионате Formula Drift, а Camaro EL1 пропала из соревновательного дрифта и изредка его можно встретить на автовыставках США. На данный момент новых попыток построить электромашину для профессионального дрифтинга не наблюдается, а может нам не рассказывают.

EL1 на показательном выступлении.