Лонги
August 31, 2022

24 часа Спа: что нужно знать о главном конкуренте Ле-Мана

История о легендарном суточном марафоне.

Поворот «О Руж»

Рождение марафона и его первые годы

История бельгийского марафона началась в 1924 году. Королевский автоклуб Бельгии решил составить конкуренцию стартовавшему год назад Ле-Ману. Эта гонка должна была дать бельгийским автопроизводителям возможность попробовать свои силы в борьбе с иностранцами.

Так, 19 июля 1924 года стартовал первый марафон «24 часа Спа-Франкоршам». На старт вышло 27 экипажей, об участниках которых сейчас почти ничего не известно. Осветительные приборы на автомобилях тех лет были несовершенными, поэтому освещать 15-километровый трек в тёмное время суток помогали двести ацетиленовых ламп и фейерверки зрителей.

Ни постоянные дожди с туманами, ни плохая видимость не смогли отпугнуть гонщиков от марафона, и на следующий год количество участников увеличилось практически вдвое! Зрители так же охотно шли на гонку.

Если в 1924-м на старт вышли 27 экипажей, то в 1925-м — уже 48.

Несмотря на то, что изначально гонка создавалась с прицелом на бельгийских производителей, победить они смогли лишь единожды. В 1927-м небольшая бельгийская марка Excelsior одержала победный дубль в сложнейших погодных условиях — дождь лил целых двадцать часов! — и претендовали на то, чтобы занять весь пьедестал. Но этому помешала серьёзная авария с участием одного из гонщиков, которая чуть не стоила ему жизни. Пилот на полной скорости влетел в дерево, но автомобиль, названный в честь бельгийского короля Альберта I выдержало своеобразное испытание на прочность и спасло пилоту жизнь.

Популярность марафона неуклонно росла, но так же неуклонно снижалось и количество бельгийских производителей в гонке. Например, в 1928 году на старт не вышло ни одной бельгийской машины, а следующий год и вовсе стал абсолютной трагедией для Бельгии.

Один из бельгийских автомобилей Minerva сошёл с дистанции, убив гоночного маршала, а второй был дисквалифицирован после гонки за полученную помощь от зрителей. Также в этой гонке погиб самый популярный гонщик страны Фредди Шарлье, который пытался отыграть упущенное время, но в итоге, не справившись с управлением, попал в смертельную аварию.

Победил в том году экипаж из бывшего офицера Российской императорской гвардии Борис Ивановский, который эмигрировал после Октябрьской революции, и итальянский гонщик Аттилио Маринони за рулём Alfa Romeo 6C.

Борис Ивановский и Аттилио Маринони, 1928 год

Из-за начала Второй мировой войны марафон прекратит своё существование на целых десять лет. Но до этих страшных исторических событий в гонке успеют отметиться и Alfa Romeo, побеждавшие 7 раз, и даже Фердинанд Порше, разработавший 7,1 литрового монстра Mercedes SSK, который принёс первую победу немцам в 1931 году. За рулем были князь грузинский Дмитрий Джорджадзе и итальянский гонщик Гоффредо Цеендер.

В 1947 году вновь стартовал Ле-Ман, а через год и Королевский автоклуб Бельгии решил возобновить проведение своего марафона в Спа-Франкоршам. На старт вышел 41 автомобиль, половину из которых составляли довоенные экземпляры. Победу в том году одержал новый Aston Martin DB1, а на следующий год победил Луиджи Кинетти на своей Ferrari 166. Кинетти стал первым гонщиком, победившим сразу в двух суточных марафонах: в Ле-Мане и Спа-Франкоршам.

Луиджи Кинетти

Но, к сожалению, интерес к суточным марафонам начал быстро ослабевать. Из-за этого организаторы стали проводить двухчасовые гонки, а после 1953 года марафон вновь исчез на десять лет.

Эпоха туринга

В 1964 году члены Королевского автомобильного клуба Бельгии Юбер де Харлес и Пол Фрер предложили организаторам уйти от прямой конкуренции с Ле-Маном и переключиться с гонок спорт-прототипов на более простые туринговые автомобили.

И это решение сработало на все сто процентов. В марафон ринулась уйма автопроизводителей: Alfa Romeo, BMW, Ford, Citroen — каждый желал победить в нём для увеличения маркетинговой отдачи. После этого гонка проводилась ежегодно и больше не исчезала с радаров.

Роберт Кревитс и Густав Госселен стали первыми победителями в новой эпохе суточного марафона. Они смогли доехать на своём Mercedes-Benz 300SE до победного финиша на практически полностью сломанной коробке передач. В их арсенале осталось всего лишь две передачи из пяти.

Mercedes-Benz 300SE Роберта Кревитса и Густава Госселена

Но дальше настало время BMW, которые и по сей день считаются самым успешным производителем в 24-х часах Спа-Франкоршам. На их счету целых 24 победы за 74-летнюю историю марафона.

В 1967 году на гонку впервые приезжает Porsche 911, который и становится победителем. В следующие два года 911-й так и останется непобедимым.

Porsche 911, победивший в 1967-м году

70-е можно назвать золотой эпохой для марафона. Именно тогда началась ожесточенная борьба между концернами Ford и BMW, которая продолжалась долгие годы.

1971 год известен выступлением знаменитого Mercedes-Benz 300SEL AMG, прозванного в народе «Красной Свиньёй» за свои размеры и рокот V8. 14-километровый круг этот монстр проходил чуть больше, чем за четыре минуты.

В той гонке «Красная Свинья» заняла второе место в общем зачёте. Это событие стало знаковым для инженеров из Аффальтербаха, чью компанию сейчас знает любой поклонник быстрых автомобилей. В прошлом году в честь 50-летнего юбилея команда HubAuto выставила Mercedes-AMG GT3 Evo в классической ливрее 300SEL.

Mercedes-Benz 300SEL AMG и Mercedes-AMG GT3 Evo

Ещё 1971 год также стоит отметить участием трёх 412-х «Москвичей». Они хоть и были медленнее соперников, но оказались гораздо надёжнее. Несмотря на плохую квалификацию, два из трёх советских автомобилей смогли финишировать на 16-м и 17-м местах соответственно.

Москвич-412

Новая конфигурация

Но вернёмся к нашему марафону. Скорости на нём всё росли и росли: если на первом этапе средняя скорость автомобиля на дистанции составляла 78 км/ч, то уже в 1973-м Ханс-Йоахим Штук без проблем гнал свой Ford Capri до 260 км/ч.

Возросшая скорость неизменно вела к росту аварий и смертей на трассе. К примеру в 1973 году на гонке погибло сразу трое гонщиков: Массимо Ларини, Роже Дюбо и Ханс-Петер Йостен.Ужесточение регламента немного спасало ситуацию, но в итоге знаменитое бельгийское кольцо решили просто перестроить.

В 1979 году участники вышли на старт обновлённой трассы, которая стала похожа на то, что мы видим и сейчас. Пусть круг и сократили с четырнадцати километров до семи, трасса не потеряла своих главных особенностей: это всё ещё была скоростной и с огромными перепадами высот.

11-й поворот Спа-Франкоршам в 1986 году

Начало нового десятилетия не помешало BMW и Ford продолжать яростно сражаться за победы. Несмотря на практически полное доминирование баварского производителя, на верхнюю ступень пьедестала иногда удавалось заскакивать неожиданным участникам. В 1981-м ими стали Том Уокиншоу и Пьер Диудонн на Mazda RX-7 (SA), а в 1984-м тот же Том Уокиншоу с Хансом Хайером и Уином Перси привели к победе Jaguar XJS.

Mazda RX-7 (SA), 1981-й

Под конец 80-х класс туринг начал терять свои позиции: решётка постепенно заполнялась автомобилями как группы N, так и класса GT. Это позволило выйти на старт таким спорткарам, как Ferrari Mondial под управлением Кеке Росберга.

В 1994 году в марафон пришёл класс супертуринг, уже успевший покорить весь гоночный мир. Эти с виду простые машины представляли собой настоящее произведение инженерного искусства, на разработку которых тратились сотни тысяч долларов. Изначально построенные для коротких спринтовых гонок, они отлично показывали себя и на длинных дистанциях.

BMW 318is (E36), победитель 1994 года

Но несмотря на то, что в гонке стали выступать абсолютно другие болиды, поделать что-то с доминированием BMW никто не мог. Баварские машины уверенно побеждали с 1994-го по 1998 год. Под конец эпохи супертуринга Peugeot смог вырвать победу из рук немцев, но зрителям всё же больше запомнился другой французский болид — невероятно быстрый и необычный минивэн Peugeot 806, выступавший в 1995 году.

К сожалению, экипаж не смог финишировать из-за проблем с двигателем, но такой Peugeot навсегда войдет в историю как один из самых необычных гоночных автомобилей.

Peugeot 806

Эпоха GT

2001 год стал началом новой эпохи. Туринговые машины окончательно ушли из марафона, и их заменили агрессивные спорткары. Dodge Viper, Ferrari 550-GTS, Porsche 911GT3-RS и великолепная Maserati MC12 навсегда вошли в историю автоспорта. Последний и вовсе стал легендой. Внешне похожий на спорт-прототип, он полностью соответствовал правилам GT1 и был невероятно успешен не только в 24-часах Спа. Этот болид за всё своё время смог выиграть 40 гонок и принёс 14 чемпионских кубков в чемпионате FIA GT.

Maserati MC12 GT1 и Chevrolet Corvette C6.R GT1

В 2011 году суточный марафон вошёл в состав Blancpain GT Series (нынешний GT World Challenge) организованный международной спортивной организацией Stéphane Ratel Organisation (SRO), в котором и находится по сей день. С этого момента в марафоне принимают участие только болиды GT3.

Этот период можно смело назвать самым успешным в истории марафона. Поскольку суточная гонка в Спа стал частью большого чемпионата, туда стали стабильно приезжать около 60 экипажей каждый год.

Счёт побед в новой эпохе открыли Audi: они выиграли и в 2011 году, и в 2012-м. Но уже в 2013-м вспыхнуло грандиозное сражение между Porsche и Mercedes-Benz.

В ходе него Mercedes-Benz смогли вырвать свою сотую победу для SLS AMG GT3. За рулём болида были Максимилиан Бухк, Максимилиан Гётц и Бернд Шнайдер. Для Бернда это была уже вторая победа в суточном марафоне: первый раз он смог победить в 1989 году за рулем Ford Sierra RS500.

Сотая победа для Mercedes-Benz SLS AMG GT3

Из года в год гонка дарила яркие эмоции и неизменно заставляла переживать из-за серьёзных противостояний. Например, в 2017 году лидирующая позиция переходила целых 58 раз от одного экипажа к другому, но за час до финиша экипаж Audi Sainteloc Racing смог выхватить лидерство и победить с 11-секундным преимуществом над Bentley Team M-Sport.

Ввиду ковидных ограничений марафон-2020 пришлось сдвинуть на позднюю осень, в результате чего он чуть не стал единственным в мире 25-часовым марафоном из-за перевода времени с летнего на зимнее. Но такое изменение SRO сразу отвергла, как стало ясно, что договориться с бельгийскими властями о допуске зрителей на гонку не удастся.

Победители марафона 2020 года

В 2021 году зрители снова вернулись на трибуны и смогли увидеть десятую, юбилейную гонку эпохи GT3. В марафоне приняло участие 59 экипажей, среди членов которых три россиянина: Тимур Богуславский, Константин Терещенко и Леонид Мащицкий. Жаркие сражения продолжались буквально до последних минут и исход гонки решился буквально в последние минуты.

Победу в прошлом году одержал экипаж Ferrari 488 GT3 Evo, состоящий из француза Комо Ледогара, датчанина Никласа Нильсена и итальянца Алессандро Пьер Гуиди.

Машина победителей 2021 года

Дмитрий Чумаков — Редактор RaceBros

t.me/racebros