Что такое Formula E
Formula E - самый известный и престижный чемпионат электромобилей, проводящийся под эгидой FIA с 2014 года. За свою небольшую историю, в нём было немало изменений, в результате которых кажущийся поначалу нелепым монокубковый чемпионат со сменой машин посередине гонки, потихоньку превращается в серьёзную серию со своими особенностями.
Начало было положено в 2012 году, когда FIA объявила тендер на организацию чемпионата одноместных электрических машин. Выиграла тендер компания Formula E Holdings, основанная испанским бизнесменом Алехандро Агагом. Интересно, что именно с ним Тодт и обсуждал идею нового чемпионата, когда ни о каком тендере ещё не было и речи.
Вообще, Formula E с самого начала существования была очень привлекательной для автопроизводителей, которые рассматривали чемпионат и как маркетинговую площадку, и как испытательный полигон для электрических технологий в автомобилестроении. Каждый год количество заводских команд растёт.
В первом сезоне чемпионат проходил на одинаковых болидах Spark-Renault SRT_01E. Шасси разрабатывала компания Фредерика Вассёра Spark Racing Technology в сотрудничестве с Dallara. Батарею ёмкостью 28кВт*ч предоставила компания Williams Advanced Engineering, дочернее предприятие Williams Racing. Максимальная мощность электромотора, поставляемого McLaren Electronic Systems, составляла 150кВт (200лс). Помимо этого, McLaren разработали 5-скоростную коробку передач и управляющую электронику для болидов.
Ёмкости аккумуляторов не хватало для всей дистанции гонки, а его замена в болиде - не слишком быстрый процесс, поэтому у каждого пилота было по 2 болида. На одном из них они преодолевали первую часть гонки, после чего останавливались на пит-стоп, чтобы пересесть во второй болид, на котором они финишировали.
Поставщиком шин на протяжении всей жизни чемпионата является Michelin, и на данный момент есть соглашение на поставку до 2021 года, далее поставщиком будет Hankook, которая также предоставляет шины чемпионату DTM. Одна из особенностей Formula E в том, что там не используются слики. Отдельной дождевой резины, соответственно, тоже нет. Это первые шины для болидов с открытыми колёсами диаметром 18 дюймов.
Очевидно, что такой подход, во-первых, удешевляет производство шин для соревнований (потому что для каждого болида нужен только один комплект на гонку), а во-вторых, шинные технологии в этом спорте максимально приближены к дорожным шинам.
Ещё одна особенность в том, что чемпионат начинается в осенью одного года и заканчивается летом следующего года. Таким образом, первый в истории чемпионат мира Formula E прошёл в 2014-2015 годах. В нём было 11 этапов (здесь они называются еПри). В чемпионате не используются стационарные трассы, все они, за исключение еПри Мехико, проходящего на автодроме братьев Родригес, располагаются на улицах городов.
В течение первого сезона команды учились работать с электрическими болидами, находясь в абсолютно равных условиях.
Спорное, но интересное решение - давать дополнительную мощность 3 пилотам-любимчикам (т.н. FanBoost). Концепция такая: фанаты голосуют за любимчиков, и первая тройка, набравшая больше всех голосов, получает право на использование дополнительной мощности 30кВт в течение 5 секунд во время гонки.
Но в следующем сезоне (2015-2016) началось то, из-за чего автопроизводители так полюбили Formula E.
Теперь каждая команда могла самостоятельно разрабатывать двигатель, инвертор, коробку передач и заднюю подвеску, но шасси при этом оставалось стандартным. Этот момент очень важен, так как именно эти разработки наиболее применимы при производстве гражданских электромобилей.
То есть, в отличие от Ф1, здесь команды работают с максимально прикладными технологиями, а не с аэродинамическими элементами, которые нужны исключительно на гоночной трассе. Не стоит забывать и о том, что содержание команды в Formula E обходится не так дорого, около 3 млн. фунтов.
И тут же появились необычные решения: например, Renault e.DAMS использовала трансмиссию всего лишь с 2 передачами: 1 для трогания с места, 2 для движения.
Некоторые команды экспериментировали концепцией двух моторов (по одному на каждое заднее колесо): это NIO, NEXTEV, DS и та же самая e.DAMS, но в сезоне 2019-2020 использование двух двигателей запретили для сокращения расходов.
Также максимальная мощность моторов была повышена до 170кВт (230лс) и росла далее по ходу развития чемпионата. В сезоне 2019-2020 года максимальная мощность мотора - 235кВт (315лс).
Стандартное шасси первого поколения также постепенно развивалось, добавлялись некоторые аэродинамические элементы, усиливалась структура безопасности и так далее, пока в 2018 не было представлено шасси второго поколения Spark SRT05e. Помимо внешнего вида, главным его отличием была увеличенная ёмкость батареи (54кВт*ч), разработанной McLaren Applied Technologies. Этой ёмкости уже достаточно для того, чтоб проезжать гонку на одном заряде аккумулятора. Соответственно, необходимость в пит-стопах исчезла.
Для новых болидов Michelin разработала новые шины Pilot Sport EV2, которые стали легче шин, использовавшихся в первом поколении.
Максимальная скорость болидов второго поколения - 280км/ч (против 225км/ч у болидов первого поколения). Разгон до сотни - примерно 2,8 секунды. Добавилась система защиты головы halo со световыми индикаторами, показывающими текущий режим работы двигателя (пурпурный цвет при использовании FanBoost, синий при использовании Attack Mode, о котором ниже).
Attack Mode позволяет получить прибавку к мощности 25кВт (в сезоне 2019-2020 - 35кВт). Чтоб его активировать, нужно нажать на кнопку на руле и проехать по определённому участку трассы (который, как правило, находится не на гоночной траектории). Этот режим можно использовать не более 8 минут за гонку.
Вообще, Formula E очень сильно ориентируется на то, чтоб зрителю было комфортно и удобно. Именно поэтому гонки проходят прямо на городских улицах (не надо ехать на автодром), уик-энд умещается в 1 день: 2 практики, квалификация и гонка (не нужно ходить на трассу несколько дней подряд).
Сезон 2019-2020 года выдался проблемным из-за коронавируса, многие этапы были отменены. Во время пандемии был запущен Race At Home Challenge, в котором соревновались реальные пилоты Formula E (да, прямо настоящие пилоты соревновались, а не как виртуальные гонки Формулы 1, где приглашали кого попало вместо настоящих пилотов) на платформе rFactor 2. Помимо пилотов, в соревновании могли участвовать и обычные геймеры. С понедельника по четверг они должны были проехать свой быстрый круг на трассе предстоящего виртуального еПри. Первые 18 человек попадали на стартовую решётку.
Победителем Race At Home Challenge в итоге стал Штоффель Вандорн, выступающий за Mercedes.
Не обошлось и без скандалов: на одном из этапов выяснилось, что вместо Даниэля Абта из команды Audi на одном из этапов ехал профессиональный симрейсер Лоренц Хёрцинг. Абт был дисквалифицирован и оштрафован, причём штраф принял несколько необычную форму: немца обязали перечислить на благотворительность 10 тысяч евро. Но даже это ещё не всё: Audi разорвала с ним контракт. Таким образом, обычная шалость обошлась пилоту очень серьёзными последствиями.
Как видим, к виртуальным соревнованиям Formula E подходит намного серьёзнее, чем Королева Автоспорта.
Победителем же основного чемпионата стал Антониу Феликс Да Кошта из команды DS Techeetah.
В сезоне 2022-2023 дебютирует третье поколение шасси, которое будет оснащено системой быстрой зарядки, которая будет использоваться на пит-стопах (по предварительным данным, зарядка будет проходить примерно за 30 секунд). Максимальная мощность двигателей составит 350кВт. Поставщиком батарей вновь станет Williams Advanced Engineering.